Бондаренко Ксенофонт, преподобномученик (1937)

Дни памяти: 

  • первое воскресенье после 7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • 4-я суббота после Пасхи (Собор новомучеников, в Бутово пострадавших)
  • 10 декабря по новому стилю (день мученической кончины)

Краткие биографические сведения

Дата и место рождения: 13 мая 1886 г.  Воронежская губерния, Валуйский уезд, село Никитовка.

Образование: Копано-Никитовское народное училище.

Служение в Солнечногорском районе: с 1933 по 1935 гг. служил в Никольском храме села Алексеевское.

Рукоположен в иерея  в 1926 г.

Последний арест: 20.11.1937 г.

Осуждение:  7.12.1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Московской области приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Кончина: расстрелян 10.12.1937 г.

Место: Московская область, поселок Бутово, «Бутовский полигон».

Место захоронения: Московская область, поселок Бутово, «Бутовский полигон».

Канонизация: Определением Священного Синода от 17 августа 2004 г.

ЖИТИЕ

Преподобномученик Ксенофонт (в миру Константин Андреевич Бондаренко) родился 13 мая 1886 г. в селе Никитовка Валуйского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. Окончив Копано-Никитовское народное училище, он помогал отцу по хозяйству. 21 января 1910 г. Константин поступил в Троице-Сергиеву Лавру; 28 мая 1916 г. он был зачислен послушником, а 15 июня того же года пострижен в мантию с именем Ксенофонт и состоял келейником наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова). В 1918 г. монах Ксенофонт был рукоположен во иеродиакона, а в 1926 г. – во иеромонаха.

После закрытия в 1919 г. Лавры отец Ксенофонт остался в ней в качестве слесаря при Комиссии по охране памятников искусства и старины. В 1924 г. он переехал в Петроград и работал на разных заводах механиком, но затем вернулся в Москву и был священноначалием направляем в храмы, где была нужда в священнике. В 1932 г. отец Ксенофонт служил в храме села Михайловского Звенигородского района Московской области. Имея желание остаться здесь служить постоянно, он подал свой паспорт в сельсовет, но председатель сельсовета, увидев, что священник в паспорте записан рабочим, так как получил его во время работы на заводе, отослал паспорт в ОГПУ. Отцу Ксенофонту из опасения преследований пришлось возвратиться в Москву, и он был направлен в храм в селе Коньково под Москвой, где прослужил около года, пока не стало ясно, что ОГПУ собирается его и здесь арестовать. Во избежание ареста священноначалие направило его в Никольский храм в село Алексеевское Солнечногорского района Московской области.

Современная Никольская церковь в селе Алексеевском была построена совсем недавно – в 2003-2004гг., на средства прихожан. Прежде в селе стоял бревенчатый рубленый храм, построенный в 1778г., но сейчас от него на территории, обнесенной оградой, остались лишь четкие следы алтарной части, четверика, колокольни…

Село Алексеевское Звенигородского уезда упоминается в летописи впервые под 1627г. как вотчина стряпчего Сытного двора Никиты Полубоярова. Уже в это время там значилась церковь Николая Чудотворца. В 1668г. при новом владельце, Иване Никитиче Полубоярове, церковь была полностью перестроена. В XVIII веке село переходит к Татищевым, при которых была выстроена новая и последняя деревянная церковь в Алексеевском. Бревенчатый одноглавый храм с колокольней был оштукатурен и побелен. Этот храм был срублен по тому же типу, что и в Кижах, и это сделало его очень прочным, но лишь против природных условий. Устоявший даже во время войны, когда по Ленинградскому направлению шли тяжелейшие бои, когда село было захвачено фашистами и сожжено, храм был разобран на бревна позже, в 1950-х гг., — потребовались бревна для колхозного амбара.

В 1997г. территория храма была обнесена забором, а рядом с местом, где был алтарь, местные жители поставили маленькую деревянную часовню.

Отец Ксенофонт был арестован 12 марта 1935 г. и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

– Ряд лиц из села Алексеевское при допросе нам показали, что вы за период проживания в селе Алексеевском среди крестьян вели разговоры на политические темы и не советовали им входить в колхоз. Вы подтверждаете это? – спросил отца Ксенофонта следователь.

– Разговоров на политические темы с крестьянами я не вел и относительно колхозов с ними не разговаривал.

– Федору Григорьевичу Гусеву вы не советовали входить в колхоз. Верно это?

– Наоборот, я ему советовал вступить в колхоз.

– Вы с Гусевым вели беседы о колхозной жизни?

– Да, я с Гусевым о колхозной жизни говорил раза два и советовал ему вступить в колхоз.

– Странно получается, что вы одновременно являлись активным пропагандистом религиозных убеждений и агитировали крестьян вступать в колхоз. Получается, что вы противоречите сами себе.

– Я считаю, что колхоз Церкви не мешает, – ответил священник.

– Бондаренко, граждане села Алексеевское подтверждают, что вы занимались антисоветской деятельностью. По-вашему, они лгут, наговаривают на вас?

– Виновным себя в антисоветской агитации не признаю.

– Что же, по-вашему, люди на вас все наговаривают, лгут?

– На этот вопрос я ответить не могу.

21 марта 1935 г. следствие было закончено. Иеромонах Ксенофонт обвинялся в том, что «среди крестьян села Алексеевское систематически вел антисоветскую агитацию, обрабатывал крестьян в антисоветском духе, распространял провокационные слухи о гибели советской власти; в результате этой деятельности колхоз в селе Алексеевском к началу 1935 г. оказался в глубоком прорыве».

31 марта 1935 г. Особое Совещание при НКВД приговорило отца Ксенофонта к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Темлаг в город Потьму, где провел все время заключения. В августе 1937 г. он вернулся из Темниковского лагеря и поселился в городе Александрове Владимирской области, ближе к Москве ему как вернувшемуся из заключения запрещено было жить.

В это время уже начинались широкие гонения на Русскую Православную Церковь и сотрудники НКВД собирали сведения и следили за всеми, кто, с их точки зрения, подлежал аресту, а это в первую очередь было духовенство. Поэтому посещение отцом Ксенофонтом в Загорске бывшего наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова) не осталось незамеченным. Он посетил архимандрита Кронида 19 сентября, заехал к нему как к своему старому другу и единомышленнику, чтобы рассказать о своем аресте и о жизни в заключении. Рассказ произвел такое впечатление, что старец стал его утешать и призывать к терпению, так как в то время повсеместно пастыри терпели гонения и притеснения от безбожных властей. После этого визита отец Ксенофонт посещал архимандрита Кронида еще несколько раз и, в частности, был у него и 20 ноября 1937 г., когда отец Кронид и его келейник были арестованы. Застав в доме отца Ксенофонта, сотрудники НКВД сначала попросили его расписаться в ордере на обыск в качестве свидетеля, а затем, уведя архимандрита и его келейника, арестовали и иеромонаха Ксенофонта. Все арестованные монахи были заключены в Таганскую тюрьму в Москве.

– Следствие располагает точными данными о том, что вы являетесь активным участником контрреволюционной монархической монашеской группы. Вы подтверждаете это? – спросил отца Ксенофонта следователь.

– Нет, не подтверждаю, – ответил отец Ксенофонт.

– Следствие располагает точными данными о том, что вы вели антисоветские разговоры на квартире Кронида против выборов в Верховный Совет. Следствие требует от вас правдивых показаний.

– Даю совершенно правдивые показания, что я нигде не говорил против выборов в Верховный Совет и никакой антисоветской деятельностью не занимался.

На этом допросы были окончены. 7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Ксенофонта к расстрелу. Иеромонах Ксенофонт (Бондаренко) был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Иеромонах Ксенофонт реабилитирован Президиумом Московского областного суда 14 ноября 1958 г.

17 августа 2004 г. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых.

______________

Библиография

ГАРФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-59458.

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. Д.25235.

Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь, 2005. С. 235-241. // Составитель жития священник Максим Максимов.

Тропарь, глас 1:

Верный ученик Христа даже до смерти быв, преподобномучениче Ксенофонте приснопамятне, подвиги бо поста и кровию мучений землю Русскую освятил еси. Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.