Фаминцев Вениамин, священномученик (1938)

Дни памяти:

  • 14 марта — день мученической кончины (1938)
  • Собор новомучеников и исповедников Российских
  • Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

ЖИТИЕ

Священномученик Вениамин родился 19 января 1873 года в городе Коломне Московской губернии в се­мье священника Иоанна Фаминцева и его супруги Марии. Образование Вениамин получил в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1893 году. В 1894 году он поступил псаломщиком в храм в горо­де Клин Московской губернии.

В 1901 году Вениамин Иванович был рукоположен во диакона ко храму в се­ле Карпово Богородского уезда, а в 1906 году — во священника к Троицко­му храму в селе Троицком Бронницкого уезда Московской губернии. С 1912 по 1917 год он служил в Преображенском храме в селе Гари Дмитровского уезда, а в 1918 году был переведен в Крестовоздвиженский храм в городе Коломне. С 1919 года он стал служить в храме Рождества Богородицы в се­ле Мещерино Коломенского уезда. В 1925 году отец Вениамин был возведен в сан протоиерея, в 1931 году награжден крестом с украшениями. В семье у него было двое детей, сын и дочь. Сын Серафим, будучи больным от рожде­ния, скончался в 1934 году в возрасте двадцати пяти лет, дочь жила отдель­но, супруга отца Вениамина давно умерла, и он жил один, все свое время и всего себя посвящая служению Господу.

В 1936 году Мещеринский сельсовет запретил священнику ходить с молебна­ми по домам прихожан. До этого, чтобы ходить с молебнами, нужно было по­лучить справку из мещеринской амбулатории, что в селе нет эпидемических заболеваний; с 1936 года ра­ботники амбулатории отказались давать церковному совету такие справки, а без справки сельсовет не давал разрешения на молебны в домах. Приходской совет все же обратился в сельсовет с просьбой: ес­ли нельзя ходить с иконами и крестами, к которым прихожане прикладываются, то разрешите ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и в которую прихожане могут доброхотно опускать день­ги на содержание храма, после того как священник поздравит их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что в селе эпидемия скарлатины, хотя всем было известно, что это всего лишь несколько жителей болели ангиной.

7 марта 1936 года приходской совет храма направил заявление во ВЦИК, в котором прихожане храма пи­сали: «Приходской совет постановил обратиться за разрешением этого вопроса ввиду предстоящей Пас­хи в постоянную Центральную комиссию при ВЦИКе. Если нельзя ходить с иконами и крестом, к которым прикладываются, то нельзя ли ходить безо всего, поздравляя с праздником и собирая священнику на про­житие и на уплату налогов, а старосте на поддержание церкви и также на уплату налогов…

Внутрицерковные доходы слишком малы, потому что народ, занятый в колхозах, не всегда имеет время ходить в церковь, — следовательно, остается главным доходом требоисправление (крестины, похоро­ны), которых также немного, и хождение в праздники по приходу.

Приходской совет просит Культкомиссию дать то или иное разъяснение по этому вопросу»[1]. Ответа на это письмо прихожане не получили.

Летом 1937 года резко усилились гонения на Русскую Православную Церковь. 26 ноября 1937 года в районной газете «Вперед» появилась статья под названием «Совещание селькоров и редакторов стен­газет», в которой в качестве примера «подрывной» деятельности «церковников» сообщалось о священ­нике Вениамине Фаминцеве: «Мещеринский поп всеми способами пытается “подружиться” с колхозника­ми и “приблизиться” к ним. Он не прочь почитать газету колхозникам, “побеседовать” с ними о выборах, написать какое-нибудь заявление и т. д. В каждом таком случае любой факт, любую газетную заметку он пытается истолковать в выгодном для себя свете, клевеща на советскую власть, ведя контрреволюцион­ную агитацию»[2].

Прочитав эту ложь, отец Вениамин отправился к начальнику местной мещеринской почты узнать, кто ав­тор этой статьи, чтобы лично объясниться с ним и спросить, на основании каких фактов была написана статья. Но начальник почты отвечать на этот вопрос отказался, сказав, что, мол, это секрет. Отец Вениа­мин, услышав такой ответ, только рукой махнул, сказав в сердцах, что «советской власти больше писать не о чем, как только собирать эти кляузы», — и вышел.

В начале 1938 года сотрудники НКВД потребовали от секретаря Мещеринского сельсовета, чтобы тот со­ставил соответствующую целям НКВД характеристику на священника. Секретарь написал, что отец Вени­амин занимался эксплуатацией ребятишек, заставив их однажды колоть дрова, проводил незаконно таин­ство крещения, не спросив на это разрешения сельсовета, ходил по некоторым домам, где люди настрое­ны антигосударственно, что «отражается на работе и настроении колхозников»[3].

Стали допрашивать свидетелей: один из них, девятнадцатилетний учитель мещеринской школы, показал, что священник в начале января 1938 года сагитировал одного из учителей школы — тот стал читать Еван­гелие и ходить в храм, за что был из школы уволен и уехал из села неизвестно куда, по поводу чего свя­щенник, как утверждал свидетель, сказал: «Вот видите, большевики спохватились, стали переходить в православную веру, образованный учитель перешел в православную веру, а говорят все — Бога нет; скоро все коммунисты креститься будут»[4].

27 февраля 1938 года отец Вениамин был арестован, заключен в тюрьму в городе Кашире и 2 марта до­прошен.

— Следствие располагает материалами, что вы на похоронах… восхваляли Муссолини и политику фашиз­ма. Вы подтверждаете это?

— Такого разговора я не припомню. Возможно и был какой разговор о международном положении, но восхвалять фашистов я не мог.

— Как вы смотрите на заметку про вас, напечатанную в газете «Вперед» 26 ноября 1937 года?

— Это чистая клевета, нет правдивого ни одного слова.

— Следствием установлено, что вы при получении данной газеты в помещении почты клеветали на совет­скую печать. Признаете это?

— Действительно, я в этот момент был на почте, говорил, что напечатана чистая ложь, и просил назвать мне фамилию селькора, на что мне ответили, что это секрет, — с этим я и ушел.

— Как и при каких обстоятельствах вы агитировали педагога Чекалина, который стал посещать церковь?

— Летом 1937 года я сидел на берегу реки. Ко мне подошел Иван Тихонович Чекалин и спросил меня, есть ли Бог? Я ответил, что да. И после этого мы с ним говорили часа два о жизни Христа. Он попросил у меня Евангелие. Я дал ему, после этого он стал посещать церковь.

— Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

— В предъявленном мне обвинении я виновным себя не признаю.

На этом допросы были закончены, и 6 марта 1938 года следствие было завершено. 9 марта тройка НКВД приговорила отца Вениамина к расстрелу. Протоиерей Вениамин Фаминцев был расстрелян 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Игумен Дамаскин (Орловский)

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март». Тверь. 2006. С. 12-16

Примечания

[1] ГАРФ. Ф. 5263, д. 1157, л. 166-167.

[2] Там же. Ф. 10035, д. 23160, л. 8.

[3] Там же. Л. 7.

[4] Там же. Л. 27.

Источник: http://www.fond.ru/