Краткие биографические сведения
Дата и место рождения: 10 июля 1869 г. Киевская губерния, Уманский уезд, село Ладыженка.
Образование: Киевская духовная академия (год окончания 1892).
Служение в Солнечногорском районе: в 1937 г. служил в Ильинской церкви села Ильинский погост.
Рукоположен в иерея 31 июля 1894 г.
Последний арест: 26.01.1938 г.
Осуждение: 21.02.1938 г. тройкой при УНКВД СССР по Московской области приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
Кончина: расстрелян 26.02.1938 г.
Место: Московская область, поселок Бутово, «Бутовский полигон».
Место захоронения: Московская область, поселок Бутово, «Бутовский полигон».
Канонизация: Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 г.
Дни памяти:
первое воскресенье после 7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской)
4-я суббота после Пасхи (Собор новомучеников, в Бутове пострадавших)
26 февраля по новому стилю (день мученической кончины).
ЖИТИЕ
Священномученик Леонтий родился 10 июля 1869 г. в селе Ладыженка Уманского уезда Киевской губернии в семье псаломщика Степана Гримальского. В 1892 г. Леонтий Степанович окончил Киевскую Духовную академию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Русаловка Уманского уезда. В 1893 г. он женился. 31 июля 1894 г. Леонтий Степанович был рукоположен во священника ко храму в селе Песчаново Звенигородского уезда Киевской губернии. В 1914 г. был переведен в храм в селе Роги Уманского уезда Киевской губернии, где служил до 1931 г. В 1922 г. отец Леонтий был возведен в сан протоиерея, в 1928 г.– награжден палицей. В 1931 г. он переехал в село Жигалово Московской области, где его зять, священник Николай Хорьюзов, служил в Никольском храме. Здесь отец Леонтий исполнял должность псаломщика с правом священнослужения.
4 апреля 1932 г. отец Леонтий был назначен в храм святых апостолов Петра и Павла в село Лыткарино Ухтомского района Московской области. В 1935 г. протоиерей Леонтий был награжден наперсным крестом с украшениями. В июле 1937 г. он был переведен служить в Ильинский храм в село Ильинский погост Солнечногорского района. Кирпичная однокупольная Ильинская церковь, построенная во 2-й трети XVIII в. с приделами Покрова Божией Матери и святого благоверного князя Александра Невского была закрыта в 1930-х, в 1940-1950-х разобрана на кирпич.
31 октября назначен служить в Успенский храм в село Гжель Раменского района, где был арестован незадолго перед этим переведенный сюда служить священник Николай Хорьюзов.
26 января 1938 г. протоиерей Леонтий был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. 30 января следователь допросил священника.
– Где сейчас находится ваш зять, Хорьюзов? – спросил он.
– Мой зять, Хорьюзов, арестован органами НКВД. За что он арестован, я не знаю.
– Какая у вас была с ним связь?
– Я был с ним в дружеских отношениях, мы часто навещали друг друга и оказывали друг другу материальную помощь. После ареста Хорьюзова его жена живет у меня.
– Следствие располагает сведениями о том, что вы имеете сан протоиерея. Скажите, в каком году вы получили данный сан?
– В сан протоиерея я возведен в 1922 г., и по настоящее время я состою в данном сане. В протоиереи я возведен за долголетнюю службу.
– Какие суждения вы имели с гражданами о выборах в Верховный Совет?
– Разговоров на эту тему я не имел. Ко мне с вопросами на эту тему никто не обращался, и я лично советов своих никому не давал.
– Какие вы вели разговоры о международном положении и, в частности, об опасности войны?
– Разговоров о международном положении и вообще на политические темы я не вел, потому что ко мне никто не обращался с такими разговорами, а я еще и умышленно уклонялся от этих разговоров.
8 февраля следователи допросили некоего свидетеля.
– Что вам известно о контрреволюционной деятельности Леонтия Степановича Гримальского? – спросил следователь.
– Я часто посещал квартиру Гримальских и замечал, что к ним приезжали неизвестные мне люди, из них некоторые были служителями культа, кроме них приезжали двое из Москвы, один рекомендовался художником, а второй якобы работник НКВД. С какой целью указанные лица посещали Гримальского, я не знаю, так как во время моего посещения они никаких разговоров между собой не вели, а сам священник, как только я приходил, уходил в каморку. Приезжие жили у Гримальского не более суток и уезжали. Из разговоров Гримальского я только один раз слышал недовольство по адресу советской власти – по поводу мясопоставок. Разговор его сводился к тому, что власть незаконно берет мясопоставки, подлинных сказанных им слов я сейчас не помню. Священник, находясь на службе где-то в другой церкви, летом часто приезжал в село Гжель, где до него служил его зять Хорьюзов и диакон Воскресенский. Оба они сейчас арестованы органами НКВД. Гримальский с ними поддерживал тесную связь. Арестованный диакон Воскресенский, будучи на службе при нашей церкви, открыто компрометировал советскую молодежь, называя ее шпаной. При исполнении религиозных треб говорил речи, не относящиеся к религии.
9 февраля 1938 г. следователь допросил отца Леонтия.
– Дайте показания о проводимой вами контрреволюционной агитации.
– Контрреволюционной агитации я никакой не вел.
– Следствие располагает данными о том, что вы внушали верующим недоверие к советской власти, партии и конституции.
– О конституции я никогда никому не говорил, а также не внушал верующим недоверие к партии и советской власти.
– Следствие располагает данными о том, что вы запугивали колхозников предстоящей войной и большими бедствиями.
– О войне и больших бедствиях я никому ничего не говорил, и запугивать колхозников какими-либо другими способами не запугивал.
– Говорили ли вы о неправильных действиях советской власти по взиманию государственных поставок?
– О государственных поставках я никому ничего не говорил. Взимаемые налоги и государственные поставки с меня я считаю законными.
– Дайте показания о ваших знакомых и связях с ними.
– Я имел тесную связь с Николаем Хорьюзовым, до меня служившим священником в селе Гжель, также имел связь с диаконом церкви села Гжель Воскресенским. Оба они сейчас арестованы и осуждены органами НКВД. Их я часто навещал летом 1937 г., когда я еще жил и служил в селе Ильинский погост.
– С какой целью вы навещали Хорьюзова и Воскресенского?
– Я приезжал к Хорьюзову как к зятю, Воскресенский виделся со мной как со священнослужителем.
– Следствие располагает данными о том, что в момент посещения вами села Гжель приезжали лица, не имевшие отношения к служителям культа.
– Да, действительно, когда я приезжал из Ильинского погоста к зятю Хорьюзову, то одновременно со мной приезжали два человека из города Москвы, одного из них я знаю по имени Борис, таковой где-то работает и одновременно учится. Мне он знаком не был. Второго я совершенно не знаю.
– Скажите, Гримальский, с какой целью приезжал указанный вами Борис?
– Цели приезда этого Бориса я не знаю. Разговоров при мне о цели его приезда не было.
– Что вам известно о контрреволюционной деятельности Хорьюзова и Воскресенского.
– О контрреволюционной деятельности Хорьюзова и Воскресенского я совершенно ничего не знаю. Знаю только то, что они оба осенью 1937 г. были арестованы органами НКВД.
– Что можете еще показать по существу предъявленного вам обвинения.
– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю и показать ничего не могу.
После допроса следователь дал отцу Леонтию подписать документ об окончании следствия.
21 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Леонтий Гримальский был расстрелян 26 февраля 1938 г. и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Протоиерей Леонтий реабилитирован 21 июля 1989 г.
26 декабря 2001 г. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых.
___________
Библиография
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-78609.
Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь. 2005. С. 216–220.
Тропарь, глас 4:
Страдания за Христа претерпев, веру Православную сохранил еси и, терпением гонители Церкве Русския посрамив, благочестно в законе Господни пожил еси, исповедниче славне Леонтие, престолу Божию предстоя, моли спастися душам нашим.