Гримальский Леонтий, священномученик (1938)

Краткие биографические сведения

Дата и место рождения: 10 июля 1869 г. Киевская губерния, Уманский уезд, село Ладыженка.

Образование: Киевская духовная академия (год окончания 1892).

Служение в Солнечногорском районе: в 1937 г. служил в Ильинской церкви села Ильинский погост.

Рукоположен в иерея 31 июля 1894 г.

Последний арест: 26.01.1938 г.

Осуждение: 21.02.1938 г. тройкой при УНКВД СССР по Московской области приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Кончина: расстрелян 26.02.1938 г.

Место: Московская область, поселок Бутово, «Бутовский полигон».

Место захоронения: Московская область, поселок Бутово, «Бутовский полигон».

Канонизация: Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 г.

Дни памяти:

первое воскресенье после 7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской)

 4-я суббота после Пасхи (Собор новомучеников, в Бутове пострадавших)

26 февраля по новому стилю (день мученической кончины).

ЖИТИЕ

Священномученик Леонтий родился 10 июля 1869 г. в селе Ладыженка Уманского уезда Киевской губернии в семье псаломщика Степана Гримальского. В 1892 г. Леонтий Степанович окончил Киевскую Духовную академию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Русаловка Уманского уезда. В 1893 г. он женился. 31 июля 1894 г. Леонтий Степанович был рукоположен во священника ко храму в селе Песчаново Звенигородского уезда Киевской губернии. В 1914 г. был переведен в храм в селе Роги Уманского уезда Киевской губернии, где служил до 1931 г. В 1922 г. отец Леонтий был возведен в сан протоиерея, в 1928 г.– награжден палицей. В 1931 г. он переехал в село Жигалово Московской области, где его зять, священник Николай Хорьюзов, служил в Никольском храме. Здесь отец Леонтий исполнял должность псаломщика с правом священнослужения.

4 апреля 1932 г. отец Леонтий был назначен в храм святых апостолов Петра и Павла в село Лыткарино Ухтомского района Московской области. В 1935 г. протоиерей Леонтий был награжден наперсным крестом с украшениями. В июле 1937 г. он был переведен служить в Ильинский храм в село Ильинский погост Солнечногорского района. Кирпичная однокупольная Ильинская церковь, построенная во 2-й трети XVIII в. с приделами Покрова Божией Матери и святого благоверного князя Александра Невского была закрыта в 1930-х, в 1940-1950-х разобрана на кирпич.

31 октября назначен служить в Успенский храм в село Гжель Раменского района, где был арестован незадолго перед этим переведенный сюда служить священник Николай Хорьюзов.

26 января 1938 г. протоиерей Леонтий был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. 30 января следователь допросил священника.

– Где сейчас находится ваш зять, Хорьюзов? – спросил он.

– Мой зять, Хорьюзов, арестован органами НКВД. За что он арестован, я не знаю.

– Какая у вас была с ним связь?

– Я был с ним в дружеских отношениях, мы часто навещали друг друга и оказывали друг другу материальную помощь. После ареста Хорьюзова его жена живет у меня.

– Следствие располагает сведениями о том, что вы имеете сан протоиерея. Скажите, в каком году вы получили данный сан?

– В сан протоиерея я возведен в 1922 г., и по настоящее время я состою в данном сане. В протоиереи я возведен за долголетнюю службу.

– Какие суждения вы имели с гражданами о выборах в Верховный Совет?

– Разговоров на эту тему я не имел. Ко мне с вопросами на эту тему никто не обращался, и я лично советов своих никому не давал.

– Какие вы вели разговоры о международном положении и, в частности, об опасности войны?

– Разговоров о международном положении и вообще на политические темы я не вел, потому что ко мне никто не обращался с такими разговорами, а я еще и умышленно уклонялся от этих разговоров.

8 февраля следователи допросили некоего свидетеля.

– Что вам известно о контрреволюционной деятельности Леонтия Степановича Гримальского? – спросил следователь.

– Я часто посещал квартиру Гримальских и замечал, что к ним приезжали неизвестные мне люди, из них некоторые были служителями культа, кроме них приезжали двое из Москвы, один рекомендовался художником, а второй якобы работник НКВД. С какой целью указанные лица посещали Гримальского, я не знаю, так как во время моего посещения они никаких разговоров между собой не вели, а сам священник, как только я приходил, уходил в каморку. Приезжие жили у Гримальского не более суток и уезжали. Из разговоров Гримальского я только один раз слышал недовольство по адресу советской власти – по поводу мясопоставок. Разговор его сводился к тому, что власть незаконно берет мясопоставки, подлинных сказанных им слов я сейчас не помню. Священник, находясь на службе где-то в другой церкви, летом часто приезжал в село Гжель, где до него служил его зять Хорьюзов и диакон Воскресенский. Оба они сейчас арестованы органами НКВД. Гримальский с ними поддерживал тесную связь. Арестованный диакон Воскресенский, будучи на службе при нашей церкви, открыто компрометировал советскую молодежь, называя ее шпаной. При исполнении религиозных треб говорил речи, не относящиеся к религии.

9 февраля 1938 г. следователь допросил отца Леонтия.

– Дайте показания о проводимой вами контрреволюционной агитации.

– Контрреволюционной агитации я никакой не вел.

– Следствие располагает данными о том, что вы внушали верующим недоверие к советской власти, партии и конституции.

– О конституции я никогда никому не говорил, а также не внушал верующим недоверие к партии и советской власти.

– Следствие располагает данными о том, что вы запугивали колхозников предстоящей войной и большими бедствиями.

– О войне и больших бедствиях я никому ничего не говорил, и запугивать колхозников какими-либо другими способами не запугивал.

– Говорили ли вы о неправильных действиях советской власти по взиманию государственных поставок?

– О государственных поставках я никому ничего не говорил. Взимаемые налоги и государственные поставки с меня я считаю законными.

– Дайте показания о ваших знакомых и связях с ними.

– Я имел тесную связь с Николаем Хорьюзовым, до меня служившим священником в селе Гжель, также имел связь с диаконом церкви села Гжель Воскресенским. Оба они сейчас арестованы и осуждены органами НКВД. Их я часто навещал летом 1937 г., когда я еще жил и служил в селе Ильинский погост.

– С какой целью вы навещали Хорьюзова и Воскресенского?

– Я приезжал к Хорьюзову как к зятю, Воскресенский виделся со мной как со священнослужителем.

– Следствие располагает данными о том, что в момент посещения вами села Гжель приезжали лица, не имевшие отношения к служителям культа.

– Да, действительно, когда я приезжал из Ильинского погоста к зятю Хорьюзову, то одновременно со мной приезжали два человека из города Москвы, одного из них я знаю по имени Борис, таковой где-то работает и одновременно учится. Мне он знаком не был. Второго я совершенно не знаю.

– Скажите, Гримальский, с какой целью приезжал указанный вами Борис?

– Цели приезда этого Бориса я не знаю. Разговоров при мне о цели его приезда не было.

– Что вам известно о контрреволюционной деятельности Хорьюзова и Воскресенского.

– О контрреволюционной деятельности Хорьюзова и Воскресенского я совершенно ничего не знаю. Знаю только то, что они оба осенью 1937 г. были арестованы органами НКВД.

– Что можете еще показать по существу предъявленного вам обвинения.

– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю и показать ничего не могу.

После допроса следователь дал отцу Леонтию подписать документ об окончании следствия.

21 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Леонтий Гримальский был расстрелян 26 февраля 1938 г. и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Протоиерей Леонтий реабилитирован 21 июля 1989 г.

26 декабря 2001 г. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых.

___________

Библиография

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-78609.

Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь. 2005. С. 216–220.

Тропарь, глас 4:

Страдания за Христа претерпев, веру Православную сохранил еси и, терпением гонители Церкве Русския посрамив, благочестно в законе Господни пожил еси, исповедниче славне Леонтие, престолу Божию предстоя, моли спастися душам нашим.