Дни памяти:
- Собор новомучеников и исповедников Российских
- 29 октября
ЖИТИЕ
Священномученик Алексий родился 15 октября 1881 года в Москве. Отец его Михаил Никонов работал землемером. В 1902 году Алексей окончил Московское коммерческое училище, с 1903 года служил в армии. В 1905 году оставил службу и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году.
С 1911 по 1914 год Алексей Михайлович работал учителем в городе Данкове Рязанской губернии. С началом Первой мировой войны был призван в армию и служил в Могилевской губернии прапорщиком. В 1917 году его перевели в 712-й полк, который располагался в Пинских болотах. С декабря 1917 года по июль 1918 года Алексей Никонов командовал взводом караульной роты в городе Данкове и являлся помощником военного руководителя.
С 1918 года Алексей Михайлович возобновил учительскую деятельность. В 1921 году он стал псаломщиком и через год, в конце августа 1922 года, был рукоположен во священника к Успенской церкви города Клина.
Священника Алексия Никонова вместе со священником Алексием Воробьевым арестовали 26 сентября 1924 года по обвинению в том, что они «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия».
16 октября о. Алексий Никонов был вызван на допрос. Священников держали несколько месяцев в Бутырской тюрьме, не допрашивая. 27 февраля 1925 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника Алексия Никонова к высылке в Нарымский край на два года.
После отбытия срока ссылки о. Алексию на три года запретили проживание в шести крупных областях страны. Он поселился в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области и стал служить здесь в Преображенском храме, стараясь строго исполнять богослужебный устав, во всем проявляя себя преданным пастырем Церкви Христовой.
Некий коммунист написал уполномоченному ОГПУ заявление, в котором просил «принять срочные меры для выяснения личности священника села Спас-Дощатый, который работает около двух лет в церкви попом и ведет контрреволюционную работу. Главным образом обрабатывает молодежь, рассказывает проповеди каждую службу, не по одной, а по две или по три проповеди… Я, как человек партийный, заявляю, что необходимо принять срочные меры о высылке его».
По обвинению в антисоветской деятельности о. Алексий в феврале 1930 года был арестован и заключен в Зарайском административном отделе. 10 февраля его допросили. На вопросы следователя он отвечал: «В проповедях против советской власти не выступал, говорил в отношении духа неверия, что если человек не верит, то жизнь сама обязательно приведет его к вере, но, однако, советской власти не касался. В проповедях я говорил, что в школах детей учат читать и писать, а дома верующие могут учить Закону Божьему. Против коллективизации я никогда не выступал, и это не мое дело. Виновным себя в антисоветской агитации не признаю».
На основании свидетельских показаний было составлено обвинительное заключение, в котором вина священника формулировалась так: «В 1927 году, получив должность в церкви при селе Спас-Дощатый, снова повел контрреволюционную агитацию среди населения путем частых выступлений с проповедями, в которых внушал верующим, что религия жива и непобедима и будет существовать до скончания века, несмотря на гонение со стороны власти и безбожников-коммунистов. До приезда Никонова в село церковь своего лица не имела, служба совершалась только по праздникам, верующие почти не ходили. С приездом же Никонова церковь оживилась, богослужение совершалось каждый день утром и вечером с продолжительностью 4–7 часов, а также частые произнесения проповедей привлекали много верующих, в особенности, женщин, не только старух, но и молодых. Никонову удалось организовать хор, куда входили преимущественно женщины и несовершеннолетние дети. Кроме призыва верующих к защите религии, Никонов старался запугивать верующих и такими моментами: “Делать аборты – большой грех. Советская власть позволяет убивать детей, чего никогда не было, это делают только безбожники-большевики. Гражданские брак и похороны – это временная стихия, придет время, буря стихнет, православная вера будет на своей высоте”… В одну из проповедей в конце 1929 года призывал верующих помочь ему в уплате налога, ходил сам по домам своего прихода, собирал деньги и распространял контрреволюционные слухи».
30 апреля 1930 года на заседании тройки было принято решение зачесть о. Алексию в наказание срок предварительного заключения и из-под стражи освободить.
После освобождения о. Алексий продолжал служить в Преображенском храме. 25 сентября 1936 года его снова арестовали. Власти обвинили его в том, что он «среди населения ведет контрреволюционную агитацию против существующего строя советской власти. В проповедях… в церкви среди верующих заявил: юношам, девицам и детям у нас в стране не дают возможности свободно посещать церковь, советская власть делает гонение на верующих. Среди духовенства делал призывы к тому, чтобы все себя вели мужественно в случае, если придется пострадать за веру».
26 сентября о. Алексий был допрошен в Зарайске. Приводим выдержку из протокола допроса.
– Где, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Федором Поздеевским и Поликарпом Соловьевым?
– С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909 года в бытность его ректорства в Московской духовной академии. После, в 1917 и 1918 годах, я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в 1933 году я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи… у которой он проживал на квартире. С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в Московской духовной академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, то есть до 1924 года. После освобождения я с ним встречался с 1932 года по день его отъезда из Зарайска, до начала 1936 года… Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, то есть до 3 ноября 1934 года… При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после, при существующем строе советской власти, и главным образом касались вопроса закрытия духовных учебных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения числа верующих.
Через некоторое время о. Алексий был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве. 9 декабря его допросил следователь Булыжников:
– Кто из попов принимал участие в обсуждении дополнений к проекту новой конституции?
– В обсуждении дополнений к проекту новой конституции принимали участие священники Иван Смирнов, Петр Соловьев и я, Никонов.
– Кто является автором контрреволюционной рукописи «Дополнение к проекту новой конституции»?
– Автором рукописи являюсь я. Написал я ее по своему собственному убеждению.
– Изложите содержание вашей рукописи «Дополнение к проекту новой конституции».
– Я в своей рукописи в качестве дополнения к проекту новой конституции выдвигал вопрос об изменении статьи 124, по которой сохраняется свобода антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. Я предлагал статью 124 дополнить в том смысле, чтобы нам, служителям культа, по новой конституции была предоставлена полная свобода религиозной пропаганды, как в церкви, так и вне ее. Устройство религиозных бесед в домах и общественных местах, религиозная пропаганда за всеми гражданами в общественных местах и в домах верующих также должны быть подтверждены новой конституцией. Выдвигал я и другие вопросы: об оживлении церковной деятельности, об ограждении церковной жизни от административного вмешательства местных сельсоветов и райсоветов, сосредоточив все это в руках верховной власти. Это все я хотел сделать через Синод легальным порядком.
20 января 1937 года Особое совещание при НКВД приговорило о. Алексия к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет.
Священник Алексий Никонов был отправлен этапом в Севжердорлаг, где он и скончался 29 октября 1938 года. Его тело было погребено на отведенном кладбище поселка Кылтово Княжпогостского района Коми области на расстоянии 2,5 километра от поселка на юг.
Реабилитирован и причислен к лику святых новомучеников.