Дни памяти:
- Собор новомучеников и исповедников Российских
- 14 / 27 ноября
ЖИТИЕ
Преподобномученик Аристарх (в миру Александр Федорович Заглодин-Кокорев) родился 8 марта 1886 г. в деревне Пашуково Богородского уезда Московской губернии в крестьянской семье.
Окончил церковноприходскую школу. В 1908 г. Александр Федорович поступил послушником в Свято-Никольский Пешношский монастырь в Дмитровском уезде Московской губернии. После назначения в 1919 г. преосвященного Серафима (Звездинского) епископом Дмитровским послушник Александр стал его келейником и иподиаконом. В 1920 г. он был пострижен в монашество с именем Аристарх и рукоположен в сан иеродиакона. В 1926 г. епископ Серафим рукоположил его в сан иеромонаха.В 1931 г. иеромонах Аристарх был направлен служить в храм в селе Чернеево Дмитровского района Московской области, но прослужил он здесь недолго.
24 сентября того же года, во время массовой кампании по аресту насельников упраздненных монастырей, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве – на основании тех скудных сведений, которые следователям удалось получить от ранее арестованных. Его обвинили в том, что он производил демонстративное поминовение в церкви русских царей и вел агитацию против мероприятий советской власти. 30 сентября власти допросили его. Следователь составил протокол допроса, но отец Аристарх отказался подписаться под ним. 7 октября власти снова допросили его.
На вопросы следователя отец Аристарх так ответил: «В Николо-Пешношском монастыре я проживал с 1908 г. по день его ликвидации в 1927 г. После этого я совместно со старыми монахами – Афанасием (умер в 1929 г.), Николаем (умер в 1929 г.), Герасимом (умер в 1929 г.), Владимиром (умер в 1930 г.) – поселился на бывшем монастырском конном дворе и жил там до конца 1929 г. В конце 1929 г. нам предложили убраться с территории монастыря, и мы перешли в деревню Кочергино, где я прожил до мая 1930 г., после чего вместе с игуменом Варнавой ушли в село Негодяево, где жили до начала 1931 г. В апреле 1931 г. я поступил на должность священника в село Чернеево. В агитации против колхозов и других мероприятий советской власти и распространении провокационных слухов виновным себя не признаю».
13 ноября 1931 г. тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Аристарха к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 17 ноября он был отправлен этапом до станции Лодейное Поле в Свирские исправительно-трудовые лагеря.
Вернувшись из заключения, иеромонах Аристарх отправился в Тверскую епархию к архиепископу Фаддею (Успенскому) и 5 марта 1936 г. был им направлен служить в храм в селе Старенькое Оршинского района. Во время гонений в 1937 г. отец Аристарх снова был арестован.
Были допрошены “дежурные свидетели”. Один из них, председатель сельсовета, показал, что иеромонах Аристарх собирает верующих в доме одного из своих единомышленников для спевки, причем вызывает их на спевку, обходя каждого, чем отрывает колхозников от работы и разлагает трудовую дисциплину в колхозе. Колхозники уходят по окончании спевки в церковь, бросая колхозную работу. После допросов “дежурных свидетелей” следователь допросил отца Аристарха, который на вопросы следователя и на зачитанные ему показания лжесвидетелей ответил: “Никакой антисоветской деятельности среди населения я не вел. Зачитанные мне показания я не подтверждаю”.
25 ноября тройка НКВД приговорила отца Аристарха к расстрелу. Иеромонах Аристарх (Заглодин-Кокорев) был расстрелян 27 ноября 1937 г. и погребен в общей могиле на полигоне в Бутово под Москвой.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
_______________________________
Источники:
ГАРФ. Ф.10035, д.П–75373.
Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. №21774–С
ДОПОЛНЕНИЕ
В списках монашествующих Николо-Пешношского монастыря за 1916 год также содержатся сведения о будущем преподобномученике Аристархе: «Послушник Александр Федорович Кокорев-Заглодин. 30 лет. Обучался чтению и письму, из крестьян, холост. Послушание – келейник. Определен в братство 2.01.1912 года. В графе «каких качеств» — «поведения очень хорошего, к послушанию способен и благонадежен».
Он был келейником игумена Иувеналия, в то время настоятельствовавшего в Пешноше. Видимо поэтому он впоследствии стал келейником и иподиаконом епископа Дмитровского Серафима (Звездинского).
Из воспоминаний схимонахини Иоанны (Патрикеевой), биографа священномученика Серафима (Звездинского): «Будучи келейником Владыки Серафима, он побаивался строгого второго келейника – о. Валентина, тоже из братии Пешноши, и звал их обедать так: «Отец Валентин идите кушать, и ты, Владыка, иди есть». Еще он считал, что Владыка Серафим берет темы для проповедей из того, что он читал за трапезой».
Автор воспоминаний с любовью указывает на простоту иеродиакона Аристарха. Но кто знает, может, Владыка и брал темы для проповедей из чтения своего келейника. Ведь простота – это великая добродетель и она не мешает, а помогает возрастать человеку духовно. А человека духовного мог послушаться и мудрый Владыка Серафим.
Нужно обратить внимание на показания иеромонаха Аристарха в его деле – он показывает на следствии, что жил со «старыми» монахами и все они умерли. Скорее всего, это был прием – избежать возможности на кого-нибудь донести.
Прмч. Аристарх в своей жизни был близко знаком с двумя великими святыми – сщмч. Серафимом (Звездинским) и сщмч. Фаддеем (Успенским).